Воскресенье, 29.05.2011, 18:53 Приветствую Вас Гость | RSS
Твори, обучаясь! 


                        Вне текста ничего нет!
                                                 Ж. Деррида

Меню сайта
Категории раздела
Как понимать текст? [4]
Как создавать текст? [0]
Диагностика читательских умений [0]
Рекомендуем! [10]
Открытие читателя [7]
Учебно-методические работы [4]
Начальная школа [0]
Средняя школа [0]
Освоение ФГОС [0]
Новые разработки [0]
Творчество Н.К. Абрамцевой [2]
Форма входа
E-mail:
Пароль:

Методические рекомендации


Главная » Статьи » Творчество Н.К. Абрамцевой

Что хочет понять щенок Тявка, наблюдая за звездами? По сказке Н. К. Абрамцевой «А звездочки падают?» (1 класс)

Что хочет понять щенок Тявка, наблюдая за звездами?

По сказке Н. К. Абрамцевой «А звездочки падают?» (1 класс)

 

* Урок и комментарий по программе Е. И. Матвеевой «Литературное чтение» в разработке автора

 

Учебные задачи:

   познакомиться со способами передачи авторского настроения в произведении – сказке;

   развивать умение интонировать произведение на основе личного восприятия авторского произведения;

    открыть способы описания героев сказки, особенностей характеров;

познакомиться с особенностями драматического произведения, созданного на основе сказки;

    выявить различия сказки и драмы;

    открыть способы чтения драмы: определять место и значение ремарок в тексте.


     Комментарий. Знакомство с творчеством современной писательницы Н. К. Абрамцевой продолжается, правда, на данном этапе мы рассмотрим не просто авторский текст, а попробуем на его основе создать произведение другого жанра – драмы.

Прежде чем мы перейдем к переводу сказки на язык драмы, конечно, исследуем содержание, интонации авторской литературной сказки: обратим внимание на то, как Н. К. Абрамцева раскрывает свой замысел, рассказывая об общении щенка Тявки и опытного Кота. Для этого прочитаем произведение. Сразу же обратите внимание учеников на заглавие сказки и озадачьте их вопросом о том, почему автор именно так ее назвал. 

 

Н. К. Абрамцева

А звездочки падают?

    Щенок Тявка ловил звездочки. Тявка был совсем маленький, а потому считал: поймать звездочку не так уж трудно. Тявка жил на даче. Забор дачи ему очень мешал. Вот слетает с забора звезда, и Тявка несется по влажной ночной траве, по грядкам, по клумбе, пробирается через крапиву, где должна лежать упавшая звездочка, и вдруг – забор. «Оказывается, звездочка упала по ту сторону забора», – огорчался Тявка.

    Тявка совсем избегался. Однажды, в который раз стукнувшись носом о забор, щенок решил немного отдохнуть и прилег тут же. Послышался смех. Тявка поднял голову и увидел на заборе соседского Кота. Кот прямо-таки давился смехом.

– Глупый щенок! Совсем глупый! Что это ты делаешь?

– Я? Ловлю звездочки, – ответил Тявка, – вернее, хочу поймать хотя бы одну. Но они все падают не там, где нужно. За забором падают.

Кот снова рассмеялся:

– Глупый щенок! Совсем глупый!

– Почему? Почему я глупый? Я просто не умею прыгать через забор.

Кот сидел на заборе и ухмылялся:

– Да потому ты глупый, что ловишь то, чего нельзя поймать!

– Нельзя?

– Конечно, нельзя, – важно говорил Кот, – ты уж мне поверь. Я долго жил в библиотеке и начитался всяких научных книг.

– Ну и что? – возразил Тявка. – При чем здесь книги? Что в них написано о звездочках?

– Да хотя бы то, что звезды вообще не падают.

– Ну уж нет! Еще как падают! Сегодня уже четыре штуки упали!

– Вовсе это не звезды! – Кот начинал сердиться.

– Как же не звезды? Звезды – они и есть звезды, – спорил Тявка.

Чересчур умный Кот устало вздохнул:

– Ну как же объяснить попонятнее? Это не звезды. Это такие большие камни, которые летают очень высоко. Выше Луны. И когда падают на Землю, трутся о воздух и сгорают. Понятно?

– Понятно. Понятно, что все это че-пу-ха. Камни летают, сгорают ерунда! Вы какие-то неправильные книги читали, уважаемый Кот. Я ловил звездочки. Пока!

И Тявка убежал. Кот смотрел ему вслед и качал головой.

«Маленький еще. Подрастет – разберется».

А Тявке было жаль Кота: «Бедный Кот, – думал он, – совсем свихнулся от своей учености. Звезду от камня отличить не может».

Комментарий. Сказка прочитана. Можно переходить к работе над ее содержанием. Не забудьте выяснить у детей, какое первое впечатление вызвало у них это произведение. А затем переходите к вопросам, на которые ученики постараются ответить. Ответы будут подкрепляться цитатами из сказки. Находя их в тексте, дети перечитывают произведение, глубже вникая в авторский замысел, знакомясь с языком и стилем сказочного повествования.


?1. Каким вы видите щенка Тявку в самом начале сказки? Чем он занят? (Тявка – совсем маленький щенок, он занят каким-то странным делом, как пишет об этом автор: «Щенок Тявка ловил звездочки». Он думал, что поймать звездочку очень легко. Он следил за тем, как звездочка падала с неба, бежал за ней и натыкался на препятствие – забор. Он думал, что именно забор мешает ему поймать звездочки.)

2. Кто наблюдает за Тявкой? Какова его реакция на действия щенка? (За щенком наблюдает соседский Кот, который сидит на заборе. Автор пишет о нем так: «Кот прямо-таки давился смехом». Ученики могут предположить, почему Кот смеется над Тявкой, и выскажут свои версии»,

Комментарий. Далее читатели наблюдают за развитием действий: между Тявкой и Котом происходит разговор, из которого ученики узнают, как каждый персонаж характеризует другого. Это и будет в центре внимания читателей.

?3. Выдели в сказке те слова, которыми Кот характеризует щенка Тявку. (Наблюдая за щенком, Кот говорит: «Глупый щенок! Совсем глупый! Что это ты делаешь?» Коту не понятно, чем занят Тявка, зачем он бегает за забор. Действия щенка вызывают у Кота смех, они кажутся ему нелепыми, бессмысленными.)

4. Что Тявка отвечает Коту? Как он себя ведет?

(Щенок искренне отвечает Коту, что он ловит звездочки. Он наивный, потому что не понимает, что забор на самом деле не может помешать тому, чтобы он поймал хоть одну звездочку. Ему очень хочется это сделать.)

5. Какой секрет раскрывает Кот щенку?

(В сказке Кот говорит щенку: «Да потому ты глупый, что ловишь то, чего нельзя поймать!» Поскольку Кот считает себя умнее и опытнее щенка, он его начинает поучать. Он даже вспоминает, что долгое время «жил в библиотеке и начитался много научных книг. Кот объясняет Тявке, что падают не звезды, а большие камни.)

6. Как автор характеризует Кота? Почему?

(Когда любопытный щенок начинает вопросами донимать Кота, тому приходится пояснять свою точку зрения. Автор в данном случае называет его «чересчур умным Котом», немного подсмеиваясь над ним. Ведь объяснения Кота действительно кажутся смешными. Он говорит: «Это не звезды. Это такие большие камни, которые летают очень высоко. Выше Луны. И когда падают на Землю, трутся о воздух и сгорают». По сути Кот мыслит не сколько не умнее маленького Тявки, но хочет казаться мудрее и опытнее его. Правда, ему это не удается.)  

7. Выдели те слова, которыми щенок характеризует кота.

(Тявка не верит Коту, хотя относится к нему с уважением. Он говорит: «Понятно, что все это че-пу-ха. Камни летают, сгорают ерунда! Вы какие-то неправильные книги читали, уважаемый Кот». Тявка остается при своем мнении. Он жалеет Кота и произносит про себя совсем смешные слова: «Бедный Кот, совсем свихнулся от своей учености. Звезду от камня отличить не может».

8. Что подумал Кот о Тявке? Как он отнесся к его поведению?

(Кот снисходителен по отношению к маленькому Тявке. Он думает: «Маленький еще. Подрастет – разберется». Все-таки Кот объясняет поведение щенка тем, что тот мал и неопытен.)

Творческое задание. Предложите ученикам небольшую письменную работу на 5-7 минут по теме «Кто же прав: кот или щенок? Почему?» После написания сочинения ученики по желанию прочитают свои работы, обсудят их в классе.

Задания для чтения по ролям:

Вместе с ребятами прочитай сказку по ролям. Что для этого необходимо сделать?

 

(Надо вспомнить, сколько героев в этой сказке. Здесь есть щенок Тявка и Кот. А еще в сказке обязательно присутствует автор. Значит, нужно найти слова щенка, Кота и автора).

1 этап работы: ученики пробуют прочитать текст по трое, самостоятельно (тексты можно распечатать для того, чтобы у каждого ребенка перед глазами была сказка).

2 этап работы: ученики обсуждают между собой, кому удалось лучше передать настроение и характер героев.

Выделяют в таблице значком + те критерии, которые тебе помогли в работе.

 

Нужно:

понять рассказ

 

чувствовать настроение героев

 

грамотно читать каждое слово

 

выделять голосом ключевые слова

 

делать паузы во время чтения

 

 

Комментарий. В заключение работы над произведением вернитесь к самому первому заданию: попросите учеников пояснить смысл заглавия сказки. Их версии позволят и вам и детям увидеть, насколько глубоко учениками понята авторская идея о том, что каждое существо имеет право на свою мечту. Щенок Тявка – удивительный герой, который так и не отказался от своего желания поймать звездочку и не послушал ученого Кота. В этой сказке сталкиваются два разных взгляда на мир: открытый, доверчивый, романтический и реальный, слишком взрослый.

Стоит ли разрушать мечту? Может быть, не надо торопиться это делать? Н. К. Абрамцева предоставляет право своим читателям самостоятельно разобраться в этом вопросе. Наверное, в нем и скрывается авторский замысел, который формулируется проблемой «А звездочки падают?» Думается, что сами ученики смогут ответить на этот вопрос, внимательно читая и исследуя сказку.

А теперь ученикам предлагается прочитать новое произведение, написанное по мотивам сказки Н. К. Абрамцевой. Это не сказка, а драма – произведение, которое базируется на действии, происходящем в строго ограниченном пространстве и времени. Последнее неизменно совпадает со временем чтения пьесы или просмотра спектакля. Временная последовательность в пьесе соответствует хронологии действия. Прочитайте ученикам новое произведение.

Категория : Творчество Н.К. Абрамцевой | Добавил : Елена (14.06.2010)
Просмотров : 111 | Рейтинг : 0.0/0
Всего комментариев : 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск
Полезно
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0