Воскресенье, 29.05.2011, 18:53 Приветствую Вас Гость | RSS
Твори, обучаясь! 


                        Вне текста ничего нет!
                                                 Ж. Деррида

Меню сайта
Категории раздела
Как понимать текст? [4]
Как создавать текст? [0]
Диагностика читательских умений [0]
Рекомендуем! [10]
Открытие читателя [7]
Учебно-методические работы [4]
Начальная школа [0]
Средняя школа [0]
Освоение ФГОС [0]
Новые разработки [0]
Творчество Н.К. Абрамцевой [2]
Форма входа
E-mail:
Пароль:

Методические рекомендации


Главная » Статьи » Творчество Н.К. Абрамцевой

"Мечта щенка Тявки" Е.И. Матвеева

Е. И. Матвеева

Мечта щенка Тявки

Встреча на даче

 

Действующие лица:

            Щенок Тявка. Мечтательный, неспокойный щенок, который настойчиво ловит звездочки.

            Умный Кот. Наблюдательный, взрослый кот, который смеется над выходками Тявки.

 

Ночью, на даче происходили удивительные события: в траву падали звезды. Щенок Тявка, явно увлеченный этим падением, метался по грядкам, по клумбе, пробирался через крапиву, чтобы… поймать хоть одну звездочку. Но он все время натыкался на препятствие.

 

Щенок Тявка. Поймать звездочку не так уж трудно… Но зачем это забор стоит на моем пути? Скорее всего, звездочка упала по ту сторону забора. (Огорчился Тявка и снова припустил по саду.)

 

Тявка совсем избегался. Стукнувшись носом о забор, щенок решил немного отдохнуть и прилег тут же. Послышался смех. Тявка поднял голову и увидел на заборе соседского Кота. Кот прямо-таки давился смехом.

 

Умный Кот. Глупый щенок! Совсем глупый! Что это ты делаешь? (Смешно жмурясь, Кот снисходительно смотрел на щенка.)

Щенок Тявка. Я? Ловлю звездочки… Вернее, хочу поймать хотя бы одну. Но они все падают не там, где нужно. За забором падают. (Доверил Тявка свою мечту наблюдавшему за ним Коту.)

Кот вальяжно развалился на заборе и вдруг снова рассмеялся.

 

Умный Кот. Глупый щенок! Совсем глупый!

Щенок Тявка. Почему? Почему я глупый? Я просто не умею прыгать через забор.

Умный Кот. Да потому ты глупый, что ловишь то, чего нельзя поймать! (С ухмылкой ответил Кот.)

Щенок Тявка.  Нельзя? (Удивленно.)

Умный Кот. Конечно, нельзя, ты уж мне поверь. (Заважничал Кот.) Я долго жил в библиотеке и начитался всяких научных книг.

Щенок Тявка.   Ну и что? (Возмущенно.)  При чем здесь книги? Что в них написано о звездочках?

Умный Кот. Да хотя бы то, что звезды вообще не падают.

 

Тявка приготовился к решительной защите. Он весть напрягся, чувствуя за собой неведомую силу. Его слова звучали уверенно и бодро.

 

Щенок Тявка.   Ну уж нет! Еще как падают! Сегодня уже четыре штуки упали!

Умный Кот. Вовсе это не звезды!

Щенок Тявка.   (Сердито.) Как же не звезды? Звезды – они и есть звезды.

 

Чересчур умный Кот приготовился разъяснить свою позицию на то, что происходит с Тявкой. Для этого он спокойно посмотрел на щенка и вальяжно зевнул.

 

Умный Кот. (Неторопливо.) Ну как же объяснить попонятнее? Это не звезды. Это такие большие камни, которые летают очень высоко. Выше Луны. И когда падают на Землю, трутся о воздух и сгорают. Понятно?

Щенок Тявка.   Понятно. Понятно, что все это че-пу-ха. Камни летают, сгорают ерунда! Вы какие-то неправильные книги читали, уважаемый Кот. Я ловил звездочки. Пока!

 

И Тявка убежал. Кот смотрел ему вслед и качал головой.

 

Умный Кот. Маленький еще. Подрастет – разберется. (Размышлял он.)

 

А Тявка летел к забору, надеясь на осуществление мечты. Ему было жаль Кота. В его голове пронеслась мысль о том, что Кот совсем свихнулся от своей учености: звезду от камня отличить не может. Тявка взглянул в небо и бросился в ночь, за упавшей звездой.

 

Комментарий. Наверное, больше, чем в любом другом тексте, в пьесе важны подробности, детали и особенности поведения персонажа или ситуации, будто специально «упрятанные» драматургом. Замечательной иллюстрацией этого являются ремарки.

            Буквально ремарка – замечание автора текста, указание драматурга для читателя, режиссера, актера. То есть нечто дополняющее картину, помогающее собрать полные сведения о происходящем.

            Самые простые коротенькие ремарки, – назовём их ремарки персонажей, так как располагаются они впереди, в середине или в конце реплики, – уточняют поведение или эмоциональное состояние героя. Например: с ухмылкой ответил; удивленно; сердито, заважничал.  Уточнения такого рода не просто помогают нам понять в каком состоянии произносится реплика, но заостряют внимание на особой, не рядовой подробности. Автор как бы подчеркивает, что Тявка любознателен и отзывчив, верит в мечту, а Кот насмешлив, снисходителен, чувствует свое превосходство.

            Первая ремарка, как правило, обрисовывает начальную ситуацию всей истории и важна для понимания коллизии пьесы. В нашей истории она заявляет главное обстоятельство (падают звездочки), событие (Тявка видит звездочки и мечтает поймать хоть одну) и  атмосферу приключения (ночь; забор – препятствие, которое хочет преодолеть Тявка.) Мы узнаём о времени суток, о том, что герой переживает настоящее открытие своей жизни.

            Другой вид ремарок можно назвать разделительными, они меняют ход происходящего, привносят перемены или дают героям время для принятия трудного решения. В истории Тявкии Кота это, например, момент их неожиданной встречи:

Тявка совсем избегался. Стукнувшись носом о забор, щенок решил немного отдохнуть и прилег тут же. Послышался смех. Тявка поднял голову и увидел на заборе соседского Кота. Кот прямо-таки давился смехом.

            Если попробовать этюдно сыграть лишь одну эту ремарку, получится целая сценка с интереснейшими переменами в настроении щенка Тявки. Здесь найдется место и удивлению, и интересу, и азарту, и любознательности. Сколько важных вещей узнает читатель о герое, а ведь он не произнес ни слова. Такие уточнения иллюстрируют, какие важные знания приобретаются, если не пропускать подробностей, если следить не только за тем, что говорят персонажи. Ремарки будто умышленно «останавливают» чтение увлекательной истории.

            Ремарка, в которой щенок Тявка приготовился к решительной защите, также является разделительной, так как кардинально меняет ход событий. Мы можем предположить, что произойдет, когда щенок заявит свою позицию умному Коту. Но в драматургическом произведении в подобных ситуациях происходит непредвиденное.

Те читатели, которые научатся «понимать» ремарки, отыскивать «упрятанные» в тексте  подробности поведения героев, узнают, что сюжет произведения – это не самое интересное. Гораздо увлекательнее научиться проникать в пространство текста, чтобы вместе с героями переживать настоящие открытия.

          Говоря о драме, нельзя обойти вниманием такое понятие, как конфликт. Сам термин «драма» (греч. drama – действие) основан на стремительном, по сравнению с эпическим произведением, действии, которое возникает из конфликта персонажей друг с другом, героя с самим собой. В нашем случае в произведении возникает конфликт двух взглядов на мир: взгляда мечтательного щенка Тявки и реалистичного опытного Кота, дающего щенку свои пояснения о падении звезд. В принципе, каждый герой остается при своем мнении. Главное то, что щенок, столкнувшись с новым взглядом на мир, остался верен своей мечте. Он совершает поступок – снова бежит к падающим звездам, что доказывает непогрешимость веры в красоту, добро, стремление к ним. У читателя (зрителя) может закрасться сомнение о том, правомерно ли щенок называется в драме глупым. Тогда каким представлен Кот, называя звезды камнями, падающими с неба?

         После того, как ваши ученики познакомятся с репликами, основным действием и конфликтом этой маленькой драмы, предложите им подготовить чтение по ролям. А затем разыграйте драму в классе разными творческими коллективами. Пусть ученики объединяться в пары, обговорят условия игры на сцене, выучат свои роли и выступят перед зрителями.

Категория : Творчество Н.К. Абрамцевой | Добавил : Елена (14.06.2010)
Просмотров : 94 | Рейтинг : 0.0/0
Всего комментариев : 1
0  
1 radek   (07.07.2010 11:09)
vsjo prosto super!

Имя *:
Email:
Код *:
Поиск
Полезно
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0